Все, что нужно автомобилисту
8(495) 966-23-32 / Заказать звонок Москва, М. Авиамоторная

«Бурка» – инновационный вездеход

«Бурка» – инновационный вездеход

В начале ноября 2013 года на Владимирской зональной машинно-испытательной станции (п. Нагорный Петушинского района Владимирской области) для журналистов специализированных СМИ состоялись полевые пробеговые испытания и тест-драйв автомобиля повышенной проходимости «Бурка» с колесной формулой 6х6 («проект 334Х»). Вездеход, кстати, ставший в октябре звездой агровыставки «Золотая осень 2013», предназначен для перевозок людей и грузов в сельской, в том числе и горной, местности. 

Прием организовал директор Владимирской МИС Ю.А. Матвиенко, а мероприятие непосредственно курировал главный инженер организации С.Б. Ефремов.

От разработчиков (ФГБОУ ВПО МГАУ, ООО «НИИКА», www.niika.ru) принимали участие Т.Д. Дзоценидзе, К.Ю. Логинов, М.А. Козловская, М.В. Осташков.

В интервью, которое дал главный разработчик «Бурки» Т.Д. Дзоценидзе, было подробно рассказано о зарождении, реализации и перспективах проекта «Бурка». Концепция «Бурки» изначально рассчитывалась на тяжелое бездорожье, отсюда возникла трехосная схема. Но главной изюминкой стала конструкция трансмиссии, созданной с учетом многолетнего опыта испытаний и эксплуатации военной техники, где отключаемой выполнена не передняя или средняя, а именно задняя ось, что обычно не практикуется на трехосных машинах легких и средних классов, созданных на базе схемы 4х4, где задняя третья ось фактически является подкатной. Между передней и средней осями расположен межосевой дифференциал с электроблокировкой. В конструкцию машины заложена возможность работы на больших уклонах, т.е. в условиях горной местности, для чего на всех колесах применены дисковые тормозные механизмы от грузовика «Валдай» (мосты использованы от «Соболя»), АБС, а на задней тележке – серийный регулятор тормозного усилия в зависимости от нагрузки от КАМАЗа. Гидроусилитель руля облегчает вождение на любой местности. Вездеход построен с учетом всех требований техрегламента, что должно облегчить его продвижение на конвейер, на что требуется не более года-полтора.  Рама на данном экспериментальном экземпляре «Бурки» использована донорская, от грузовика Foton, но в перспективе совершенно безболезненно встанет и рама от отечественного «Валдая». Для создания оптимальной развесовки, сокращения габаритной длины (до 1,5 м в сравнении с полукапотной схемой!) и получения отличных параметров геометрической проходимости применена единственно приемлемая вагонная компоновка. Из-за отсутствия современного отечественного аналога с кабиной над двигателем была также использована донорская кабина от импортного грузовика. Поскольку проект осуществлялся частным образом, то нечего скрывать, имелись серьезные ограничения по финансированию. Первые эскизы даже предусматривали каркасно-панельную конструкцию кузова с пластиковыми навесными панелями. Однако согласования с потенциальными производителями, фактически ультимативно поставившими условие по сотрудничеству с иностранным партнером (таково, между прочим, требование российского правительства, в противном случае отказывающего в господдержке любому национальному проекту), привели к изменению концепции (точнее, пока каркасно-панельная конструкция задвинута в долгий ящик) и выбору одного из наиболее подходящих иностранных партнеров. При этом от использования комплектующих от корейских производителей пришлось отказаться как по ценовым, так и временным параметрам – им требовалось от 3 до 6 месяцев на поставку «рассыпного» набора узлов и агрегатов. Поэтому был выбран более «сговорчивый» китайский производитель. Им оказался Foton. Нужно было сформировать гармоничный цельнометаллический кузов из подходящих для этого элементов от автомобилей разных моделей. Основной проблемой оказалась кривизна боковины на стыке задней части кабины грузовика (причем изначально откидываемой) и основного тела фургона. От откидываемой кабины, конечно, пришлось уйти, а для задней части фургона были использованы панели производства ГАЗа как единственно приемлемые по стоимости. Впрочем, потом и с ними оказались большие проблемы ввиду дефицитности нижегородской «кузовщины» (крыша, боковые панели и двери), которые поставщику пришлось специально доставлять непосредственно из Нижнего Новгорода. То же было и с сиденьями. Салон и грузовой отсек разделены по требованиям безопасности жесткой перегородкой, а крыша оснащена дополнительными усилителями для прохождения краш-теста на опрокидывание.

Ряд огрехов в отделке на «Бурке» вполне простителен ввиду того, что это фактически пока только макет и даже не предсерийный прототип, и уж тем более не образец, сошедший с конвейера. Поэтому в дальнейшем отдельные конструктивные решения будут изменены или доведены до конвейерного уровня.

3

Мы в авральном порядке стремились успеть создать ходовой образец «Бурки» к выставке «Золотая осень», проходившей в октябре на ВВЦ, так как именно на этом форуме встречаются потенциальные потребители из регионов, чья живая реакция на наш проект была принципиально важна. И эта ставка оказалась верной: по моим субъективным ощущениям, за четыре дня выставки мы могли бы продать до 500 таких машин, настолько ажиотажным оказался интерес к новинке. Многие были разочарованы, узнав, что товарных машин предстоит ждать еще не менее полутора лет.  Пришлось отказаться и от семи чрезвычайно выгодных заказов от клиентов-охотников, которым требовался такой вот вездеход к грядущему весеннему охотничьему сезону. По банальной причине у нас просто нет места и штата персонала для сборки такого количества машин, так как у нас все-таки учебное заведение, а не производственная мастерская. Впрочем, неподдельный интерес к «Бурке» проявили и потенциальные инвесторы в производство, и непосредственно ГАЗ в лице директора по развитию. Интересно, что впервые в моей практике никто из них не спросил, сколько можно будет продать таких вездеходов. Все изначально уже были убеждены, что машина, что называется, пойдет. Концепция «Бурки» настолько опережает то, что есть на рынке, что фактически создает собственную маркетинговую нишу, подобно тому как в свое время мобильный телефон устроил прорыв в средствах связи. Нынешний вариант с грузопассажирским кузовом типа «комби» я считаю базовым, что оказалось вполне оправданным, так как имеется огромная потребность в автомобилях повышенной проходимости для перевозки аварийных и ремонтных бригад, которым требуются отсеки для инструментов и оборудования. В нынешнем варианте автомобиль может перевозить семь человек, не считая водителя, а с другими, более утилитарными сиденьями (от маршрутки) в нем возможно разместить до десяти человек. Такие вездеходы необходимы и пчеловодам, и производителям молочных продуктов, и даже… священнослужителям для отдаленных епархий и приходов. Несколько раз за время выставки приходили делегации полицейских и военных, которым, оказывается, такая машина тоже нужна позарез для перевозки детей в отдаленных гарнизонах. Существенное замечание военных – замена панорамного ветрового стекла на два раздельных плоских, а также лучшая приспособленность к ремонту в полевых условиях. Однако я ответил им, что военную тематику в проект изначально не закладывали, но возможны и другие варианты исполнения. Так что «Бурка» – это даже не автомобиль, а именно концепт, демонстрирующий результаты наших научных изысканий в области автомобилей повышенной проходимости. При этом образец получился действительно ходовым. Вообще, это мой принцип: я не завожу двигатель, если не уверен, что точно поеду. Кстати, по техрегламенту дополнительные откидные ступеньки в пассажирский салон обязательны, но все потенциальные клиенты заявили, что при эксплуатации их снимут, поэтому их изначально выполнили прикрученными к лонжерону рамы. Оригинальным является и колесный диск размером 19,5 дюймов, специально изготовленный по нашим чертежам на колесном заводе в Челябинске. На него монтируют покрышки двух типов с разным рисунком протектора. Сейчас на машине стоит, я бы сказал, «медиум» для дорог с твердым покрытием и для умеренного бездорожья, есть также вариант с внедорожным рисунком. На оригинальные колесные ступицы могут быть установлены без всяких переделок 17,5-дюймовые колеса от «Валдая», что выгодно при преимущественной эксплуатации по дорогам с твердым покрытием. Кроме того, возможна комплектация и уазовской шиной, но под нее нужен оригинальный диск, который еще предстоит разработать. Таким образом, с учетом грузоподъемности и класса скорости на машине возможно применение четырех разных шин. Использование арочных шин не предусматривается из-за геометрических параметров передней управляемой оси, а установка разных шин на переднюю и задние оси у нас, как известно, запрещена по техрегламенту. Но есть и пятый вариант по движителю – съемная треугольная гусеница типа канадской Mattracks. Задают вопросы и по поводу резиноармированной гусеницы, натягиваемой непосредственно на задние колеса,  – этот вариант неприемлем из-за невозможности установки натяжительного механизма и из-за большого угла скрещивания задних мостов длинноходовой балансирной подвеске. Невозможно установить и гусеницы типа «оверлок», работающие только за счет трения колес. Но, в принципе, пока достаточно и имеющейся проходимости на колесах.

В базовое оснащение включены кондиционер и два отопителя, коробка передач – 6-ступенчатая механическая ZF (китайского производства) с диапазоном, вполне достаточным для реализации 450 Н·м современного дизельного двигателя Cummins ISF3.8L, уже разошедшегося в тысячах экземпляров под капотом грузовика «Валдай». Вообще, все агрегаты для «Бурки» выбраны с таким расчетом, чтобы в России уже существовала инфраструктура по их обслуживанию и ремонту и не было проблем с ГСМ и прочими техническими жидкостями. Кстати, российское представительство ZF недавно открыло у нас специализированный завод по восстановлению своих коробок, которые потом реализуются по более низкой цене при сохранении заводской гарантии.  В плане внешнего оформления отмечу, что сейчас на «Бурке» появился симпатичный пластиковый обвес, который мы не успели сделать к выставке «Золотая осень». В плане дизайна мы исходили из соображения, что облик автомобиля должен быть цельным и гармоничным. Так, мы не стремились достигнуть трехметровой высоты кабины, хотя некоторые и просили, чтобы была высокая крыша. Впрочем, в дальнейшем в семействе «Бурка» предусмотрено до 14 вариантов, из которых на сегодня прорисованы 4 или 5. Это могут быть пикап, тентованный грузовик, версия с двойной кабиной, скорая помощь, версия для социального обеспечения. Официально в России на сегодняшний день еще 40 000 населенных пунктов не имеют подъездных дорог, даже «буханка» иногда не в состоянии пробиться через грязь и снежные заносы к нуждающемуся во врачебной помощи, что чревато даже смертельными случаями. Вот для решения таких вот проблем и предназначена «Бурка». Разумеется, это не амфибия и не вертолет – абсолютно все задачи она решить не сможет. Но там где вероятность пробиться по суше существует, она свое дело сделает.  Кстати, задняя дверь выполнена подъемной, а не распашной для повышения комфортности при погрузке-разгрузке в непогоду, хотя были пожелания приобрести и вариант с распашными дверями, например для… кинопередвижек. Если нам удастся получить кабину в мелкоузловой («рассыпной») комплектации и будет соответствующий сварочный кондуктор, то возможен и вариант с высокой крышей, пригодный, например, для реанимобиля, в котором медики смогут работать и стоя. Впрочем, возможны и варианты с пластиковой надстройкой. Знающие производство люди сказали, что при годовом выпуске 5000 машин в год (что уже требует создания конвейера) данный проект окупится за 3,5 года. Среди возможных производственных площадок могут быть различные варианты, в том числе и вариант строительства free field («в чистом поле»), т.е. с нуля, что имеет собственные выгоды. До конца года должны появиться и первые результаты переговоров с уже действующими производителями. 

Ориентировочная потребительская цена «Бурки» примерно 900–950 тыс. руб. 

«Бурка» – один из наиболее инновационных российских проектов в автомобилестроении, с большим экспортным потенциалом, в котором как раз нуждается отечественный автопром ввиду вступления страны в ВТО и снижения протекционистских барьеров. Конечно, всех транспортных проблем сельского хозяйства машина не разрешит, но решение достаточно широкого круга проблем вполне ей по силам.

 

Тест-драйв. Мне и коллегам-журналистам удалось опробовать вездеход «Бурка» в условиях бездорожья, на влажных и переувлажненных участках, разбитой грунтовке и пересеченной местности. Общее мнение, высказанное по окончании заездов: автомобиль по проекту «Бурка» показал выдающиеся ходовые и эксплуатационные качества, полностью отвечает своему назначению, практически не имеет аналогов на рынке внедорожных автомобилей и может быть использован для спорта и активного отдыха, поэтому необходимо предпринять все усилия для его скорейшего освоения в серийном производстве. От себя добавлю, что управление автомобилем на любых поверхностях на удивление легкое (за исключением требующей некоторого привыкания ручной трансмиссии), эргономика и комфорт как на водительском месте, так и в салоне (VIP-исполнение) вполне отвечают современным требованиям. Уровень шума и вибраций от дизеля (фактически расположенного в салоне) в пределах ожидаемого. Поражает запас энергоемкости подвески, которая способна переварить даже весьма крупные неровности без пробоев. Во всяком случае засадить «Бурку» не удалось никому. 

Технические характеристики базового грузопассажирского автомобиля «проекта 334Х» («НИИКА Бурка»)

Параметр

Показатель

Колесная формула

6х6

Количество пассажирских мест + место водителя

8+1

Грузоподъемность, кг

1235

Снаряженная масса, кг

3200

Полная масса, кг

5200

Габаритные размеры, мм

5950х2100х2400

Колесная база, мм

2500+1060

Двигатель

Турбодизельный с интеркулером

Модель двигателя

Cummins ISF3.8L

Мощность двигателя, л.с.

145

Максимальный крутящий момент, Н·м

450

Максимальная скорость, км/ч

100

 

 

 Автор А. Климнов, фото автора

 

Комментировать

*

Комментариев (0)